Исследование корпоративной прозрачности российских компаний-2015

Общее состояние корпоративной прозрачности крупнейших российских компаний

Уровни прозрачности:

I уровень прозрачности«Раскрытие информации на уровне лучших международных практик»: компании, отчетность которых подготовлена по международным стандартам и которые используют хотя бы одну из процедур заверения отчетной информации (не считая заверения финансовой информации):

  • заверение нефинансовой информации независимым профессиональным аудитором,
  • общественное заверение отчетной информации: экспертное заверение и/или стейкхолдерское заверение.

II уровень прозрачности «Раскрытие информации по международным требованиям»: компании, отчетность которых подготовлена по международным стандартам отчетности (помимо выполнения требований Центрального Банка РФ).

III уровень прозрачности«Раскрытие информации сверх российских законодательных требований»: компании, которые готовят отчетность сверх минимальных национальных требований к отчетности (требования Центрального Банка РФ), то есть, дополнительно раскрывают информацию, важную с точки зрения устойчивого развития, информацию о соблюдении Кодекса корпоративного управления и пр.

IV уровень прозрачности«Раскрытие информации в соответствии с российскими законодательными требованиями»: компании, которые готовят отчетность только по минимальным национальным требованиям к отчетности (требования Центрального Банка РФ).

V (нулевой) уровень прозрачности«Непрозрачный уровень»: компании, которые не выпускают публичных отчетов.

Распределение компаний по уровням прозрачности (всего 729 компаний)

Выводы:

  1. Среди крупнейших российских компаний прозрачных компаний крайне мало. Только 28 из 729 крупнейших компаний РФ (3,8 %) раскрывают отчетную информацию о своей деятельности и управлении в соответствии с лучшими международными практиками, используя международные стандарты отчетности и проводя независимое (внешнее) заверение раскрываемой информации (находятся на I-ом уровне прозрачности). Еще 16 компаний (2,2 %) раскрывают информацию с использованием международных стандартов отчетности, но без независимого заверения (находятся на II-м уровне прозрачности). Для раскрытия отчетной информации менеджмент этих компаний использует один из двух (или оба) международных стандартов отчетности: Стандарт <ИО> и/или Руководство GRI. Оба стандарта предписывают необходимость раскрывать только существенную информацию, которая должна быть таковой, как для менеджмента компании, так и для ее заинтересованных сторон. Таким образом, менеджмент только 44 компаний (6,0 %) использует годовую отчетность в качестве инструмента коммуникации, определяя то существенное, что было в отчетном году и что следует раскрывать в отчете в соответствии с запросами заинтересованных сторон.
  2. Достаточно много российских компаний раскрывают отчетную информацию выше требований ЦБ РФ (III уровень прозрачности). Их число составляет 138 из 729 (18,9 %). Можно говорить о том, что для менеджмента этих компаний публичный годовой отчет перестает быть только результатом исполнения требований ЦБ РФ. Он начинает использоваться, в том числе и в качестве средства раскрытия важной, с точки зрения менеджмента, информации. Менеджмент принимает решение о той информации, которую следует раскрывать в дополнении к требованиям ЦБ РФ. Вместе с тем, подобная отчетная информация (подготовленная без международных стандартов) мало сопоставима с публичной отчетной информацией других компаний, т.к. именно использование стандартов позволяют обеспечить сопоставимость. Более того, отчетная информация раскрывается без учета запросов заинтересованных сторон, т.е. она существенна для компании, но не факт, что существенна для пользователей отчетов.
  3. Наибольшее количество крупнейших компаний РФ раскрывают отчетную информацию только в соответствии с требованиями ЦБ РФ (IV уровень прозрачности). Число таких компаний составляет 293 из 729 (40,2 %).
  4. Количество непрозрачных компаний достаточно велико: 182 из 729 (30,0 %). Эти компании не раскрывают отчетную информацию о своей деятельности и управлении (V (нулевой) уровень прозрачности). Среди этих непрозрачных компаний есть 24 ОАО.
  5. 73 компании из 729 раскрывают отчетную информацию о своей деятельности и управлении только на английском языке1 (10,0 %). Преимущественно это компании либо ведущие свою деятельность только за границей, либо являющиеся иностранными резидентами, либо заинтересованные только в иностранных рынках капитала (котируются только на иностранных биржах).

Список компаний

Субрейтинг частных компаний

Субрейтинг государственных компаний

Субрейтинг системообразующих организаций

Субрейтинг компаний, листингуемых на Московской бирже

Субрейтинг компаний, листингуемых на зарубежных биржах

http://www.ir.org.ru/